Статус учебного заведения определяется теми образовательными программами, которые в нем реализуются. В стенах университета обучаются специалисты по самым разным направлениям, как ученых, так и профессионалов-практиков.
В 2010 году в РФ была изменена национальная система образования согласно основным положениям Болонской декларации: кроме специалитета и аспирантуры ввели бакалавриат и магистратуру, поскольку это принято в европейских вузах. Поэтому теперь всем выпускникам выдают европейские приложения европейского образца к дипломам бакалавра и магистра.
Высшие учебные заведения разрабатывают свою инфраструктуру, повсеместно создают свои представительства, учебно-консультативные пункты, филиалы, сети дистанционного образования в городах регионов, из которых образуется внешняя структура ВУЗа.
Итак, основные факторы, которые влияют на возможности учреждения образования структурных подразделений это - стратегия вуза в выборе модели своего дальнейшего развития, общее состояние внешней среды и уровень подготовленности сотрудников к инновационному процессу в ходе организационного развития.
В 1992 году в РФ ввели понятие образовательного стандарта, однако сейчас действует третье поколение стандартов, его утвердили с 2009 года. На сегодняшний день их называют федеральными.